В израильской пустыне, недалеко от библейского города Беер-Шевы, находится Музей ВВС Израиля (Israeli Air Force Museum).
Если окажетесь в Израиле и насмотритесь достопримечательностей, поезжайте в Беер-Шеву - это меньше часа от Тель-Авива на поезде. Восточнее станции находятся древние раскопки, которые тоже стоит посетить (IX век до н.э.). А западнее, в 10 минутах езды от автостанции на 031 автобусе находится музей ВВС. Причем ходит по городу и 31 автобус, мы на нем покатались 30 минут и вернулись на то же место. Нужен именно 031, междугородний, с 9 платформы автобусной станции.
Прямо у входа в музей висит объявление, которое я заметил на облратном пути: "В музее новый экспонат. МиГ-21".
Автобус остановился на пустынном шоссе - вокруг настоящая пустыня. Пока мы шли от шоссе 5 минут - над нами летали истребители. На фото сверху один из них спрятался в листве.
По 2-3 истребителя взлетали и садились каждую минуту, пока мы шли. Рядом с музеем находится действующая база ВВС.
Чтобы не бродить по жаре - лучше встать в 6 утра и приехать к открытию музей. Мы так и сделали, но из-за перепутанного автобуса все равно пришлось ходить под палящим солнцем. Но спрятаться есть где. К тому же стоят кулеры с бесплатной ледяной водой.
Обычно читать про истребители очень скучно. Я тоже люблю просто смотреть на них. Я всегда думал, что Израиль летает только на американском. Но оказалось, что Израиль, страна с населением, равным половине Москвы (в ее привычных границах), делала свои истребилети. Самое интересное, как ей это удалось.
IAI KFIR C-7.
IAI - это название корпорации. Переводится как "Израильский авиапром". Кфир - это львенок. Французская компания Dassault построила в 1960-х 50 модифицированных истребителей Мираж. Но из-за эмбарго, введенного де Голлем в 1967 году, они так и не были поставлены Израилю. В итоге израильская разведка выкрала всю документацию и Израиль создал по чертежам этот истребитель. Пришлось немного переделать его - после такого никто и подавно не собирался снимать эмбарго. А истребителю нжны двигатели, пришлось искать замену французким и менять самолет.
IAI KFIR C-7.
С-7 - это одна из последних модификаций данного истребителя. Кроме Израиля их также эксплуатировали в Колумбии, Эквадоре, Шри-Ланке и США.
Bristol Beaufighter TF Mk X.
4 истребителя были контрабандно куплены и завезены из Британии в 1948 году. На фото - остатки истребителя, разбившегося 20.10.1948, которые были найдены в песчаной пустыне в 1994 году.
Хвост МиГ-19 ВВС Египта, был сбит во время Шестидневной войны.
Хвост Су-7 ВВС Египта. Был сбит 6 октября 1973 года, в первый день Войны Судного дня.
Боинг 707. Можно зайти в салон и отдохнуть, подышав старой проводкой.
Самое интересное, что вход в музей стоит примерно $10 взрослому, а если попросить, то солдатики могут провести интересную экскурсию по всем экспонатам.
Все время, пока мы смотрели экспонаты, в небе продолжали летать истребители.
SOCATA TB-20 GT Trinidad
Cessna U206
Dornier Do 27
Britten-Norman BN-2 Islander
Beechcraft B80 Queen Air
Supermarine Spitfire Mk. IX Operation Velveeta
McDonnell Douglas F-15A Eagle
IAI Lavi B-2.
Тоже израильский истребитель, название переводится как львенок. Начали стоить в 1980 году. В 1986 - первый полет. В 1987 году программа была свернута. Кончились деньги. Удивительно, что они вообще что-то сделали, потому что истребитель в такой маленкой стране создавать - это очень дорого.
Bell Huey AH-1G
Bell 212 и Bell 205
Douglas DC-3
IAI Arava. Было построено более 100 самолетов.
Sikorsky S-58
Sikorsky CH-53
Aerospatiale SA 321K Super Frelon. Использовался президентов Египта Анваром Садатом во время его визита в Израиль в 1977.
Aerospatiale SA 321K Super Frelon
Sikorsky S-55
Consolidated PBY-5A
IAI Tzukit
Ми-28. Стоит в стороне от основной экспозиции.
Grumman E-2C Hawkeye. Палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. Крылья складываются, чтобы на палубе корабля меньше места занимать. Гриб сверху - это антенна. Самолет взлетает и может видеть на расстоянии 500 км.
Grumman TBF Avenger
Hughes 500
North American Aviation P-51 Mustang
Republic RC-3 Seabee
Noorduyn UC-64 Norseman
IAI KFIR TC-2
МиГ-17. Использовался Сирией и Египтом. Два сирийских МиГ-17 из-за навигационной ошибки сели на базу ВВС Израиля в 1968 году.
МиГ-15УТИ. Эта версия истребителя попала в регион в результате египетско-ческого военного сотрудничества в 1955 году. Во время Синайской кампании было сбито 4 МиГ-15, один из которых упал в воду и был позже поднят со дна неглубокого озера.
МиГ-21
МиГ-23. Самый современный советский истребитель, который достался Израилю. В 1989 году бежавший сирийский летчик приземлился на нем на севере Израиля.
МиГ-23
IAI Lavi B-2
Douglas A-4F McDonnell Skyhawk
McDonnell Douglas RF-4Es Phantom
McDonnell Douglas F-15A Eagle
Sud Aviation Vautour II
МиГ-21