В детстве каждое лето мама возила нас на Чёрное море. В Евпатории жили бабушка с дедушкой. Дедушка был военным летчиком. Под Евпаторией был секретный военный аэродром. Вообще весь Крым, как оказалось, был полон военными объектами.

В 2007 году в Кёльне поэт Алексей Парщиков рассказывал, как в молодости путешествовал по Крыму. Когда возникли проблемы с получением очередной долгосрочной визы (я не смог соврать, и так и не понял, в какое посольство идти, если я хочу равное количество дней побывать в 6 разных странах шенгена), которую я в итоге получил аж на 2 месяца и так и не использовал, я поехал в Крым.

Начал с Евпатории, потому что там был больше всего. Каждое утро по этой дороге, купив на набережной фрукты, мы шли на пляж купаться. Я не понимал потом 2 вещи: как можно идти купаться в ванную и как можно идти купаться на озеро (Святое или Белое, а, может, даже Черное), в котором танки утонули и церковь ушла под воду. Но каждый год во время жары весь двор вешает на шею полотенца и идет купаться на озеро.

В Евпатории лет на 10 раньше, чем в Москве, появились скейты. Вообще там интересная компашка была. Ходили подшипники с поездов снимать, в казаки-разбойники играли по всему городу. Это не московские дворики.

Все, конечно, изменилось, но не сильно.

Я очень любил трамваи. 3-й шел от вокзала. Но до моря все равно приходилось идти. Однажды шли с дедом вдвоем. Зашли в кондитерскую, он купил щербет (или что-то такое с орехами), прямо там (или дома) отрезал кусочек, оставшийся завернул и сказал: "Хорошенького понемножку".

К караимам ходили и в детстве. И чебуреки ели у них. Но и у вокзала была хорошая чебуречная. Сейчас не тогда - чтобы у вокзала еду покупать. Еще там стоял у вокзала десяток автоматов. В каждом стакан. Я долго стоял и разглядывал эти автоматы.

Как-то шли от вокзала, дедушка молчал долго. Когда спустились в переход у дома, дедушка что-то сказал маме и мама потом еще долго плакала. Оказалось, что бабушка умерла, не дождавшись нашего приезда. Мне ничего не говорили, но я все понял и очень хорошо помню тот день.

В детстве тут мало гуляли. Но в этот раз бродили долго.

Синагоги не было.

Очень хорошо помню мечеть, даже в детстве внутрь заходили. Там все добрые были. Сейчас не стали заходить. Вообще в этой части города мы редко были.

В детстве выходили на парусной яхте в открытое море, нашли там мячик. Яхта Долорес.

В это время мама с внуками была на Маяке. Мы поехали в гости. Сразу пошли смотреть технику.

Я всегда думал, что на этой площади стоял Ленин. А это не он. Афиши кинотеатров по-прежнему рисуют художники.

Даже немецкое укрепление осталось.

А это огромная тарелка для связи с космосом.

Под городом заброшенные камни для строек пансионатов.

Синагога, переделанная в трансформаторную будку.

Когда вернулись на главную площадь - там было такое!

Пока путешествовали, собирали номера регионов России. Многие на машинах приезжали.

У бабулек комнату снять стоит копейки (примерно как хостелы в Европе). Но это если искать. Обычно у станции стоят бабульки-мафиози. Цены ого-го.

Вот тут мы жили. Во дворе сидели старички и пили пиво. Или в шахматы играли. Под окнами стоял наш миндаль. Я удивился, когда какая-то тетка стала на меня кричать, что я к нему подошел, потому что знал, что это наш миндаль. Правда орехи миндальные я тогда не любил.

В это время в Грузии шла война.

Хорошо помню этот подъезд. Как прятался там, как молоток уронил на ногу (может, и не себе), как разбил банку сметаны. И очень боялся, так как денег было немного, что нам нечего есть будет из-за меня. А однажды я свистел в свисток и просвистел все деньги. И билеты на поезд. Нашли ли их или нет - мне так и не сказали.

Из Евпатории мы на автобусе поехали в Севастополь. В Севастополе мы жили в год, когда проходил последний советский военный парад. Мы долго смотрели выступление. Попасть на трибуну не смогли. Помню, как корабль начало отходить, когда чья-то мама передавала малыша отцу, который стоял на уже на корабле. И ребенок чуть не упал в воду. Потом сразу напишу помню момент, как 5 мужиков гнались за одним, и он с очень большой высоты прыгнул в воду, где корабли стояли. Думаю, это уже мафия была.

Так вот, когда смотрели парад, там было много кораблей, плавающие танки, пехота, крейсер Москва, истребители над головой. Но я решил пойти погулять. Завернул за угол, а там - в бухте - десяток подводных лодок. Я обалдел тогда и побежал рассказать всем, но мне вряд ли кто-то поверил.

На всех военных зданиях висят российские флаги.

Флота у России нет. Вообще ничего нет. Я когда узнал, что это была за подлодка, которую Путин не захотел спасать, сказав, что "она утонула", понял, что это было последнее оружие, которое стояло на вооружении страны

Это случайно опять фотки Евпатории.

Мы поехали на Инкерман.

Церковь в скале

Инкерманский камень.

Оттуда - в Балаклаву. Здесь я тоже был в детстве. За год до этого видел в каком-то сериале эти места под видом Кавказа.

Когда мы тут жили, ремонтный док для подлодок, находящийся в горе, был заброшен. Но подлодка стояла. Сейчас подлодки нет, но зато из дока сделали музей. Сооружение отличное.

Башню генуэзцев, которую не разрушили века, разрушили мастера, которые ее реставрировали. Через неделю после реставрации, когда убрали леса, она рухнула. Остался маленький кусочек.

Зато Макар купил набережную и сделал рестораны. Народу стало в Крыму много.

Многие едут дикарем. Но я не понял, как они моются.

На горе видна бочка смерти. В детстве мы залезли туда.

Особенности Балаклавы и ее секретность в том, что с моря она загорожена цепью гор.